Фото: Пахомова Людмила/ ТАСС
В детстве меня панически боялись врачи. Узнавали по громкому басовитому ору еще с улицы. И прятались. Я кусала стоматологов за пальцы, вырывала у них из рук бормашину. И хотя рекорд одного мальчика не побила: он в кабинете зубного вскарабкался по трубе до потолка, — но на людей в белых халатах шорох наводила.
Оказывается — меня можно было просто загипнотизировать!
Это я узнала на VII российско-европейском конгрессе по детской стоматологии, что прошел в Москве.
Конечно, врачи там обсуждали новые методики в лечении зубов. Но, пожалуй, одним из самых экзотически-увлекательных стал доклад Ануп Панды из Индии — он член главной индийской ассоциации по НЛП, магистр в области гипноза, специалист по яванскому магнетизму и зав. кафедрой детской стоматологии в университете Гуджарат. Там он последние 15 лет как раз занимается темой: что делать с детьми, которые не дают себя лечить.
Два слова о том, что вообще такое — гипноз.
Во-первых, никакая это не магия. И во-вторых — не сон. Это измененное состояние сознания, в которое может погрузиться любой человек. И любой человек может научиться в него погружать.
Это я вам, кстати, на своем опыте могу подтвердить. В юности я ходила в один йоговский кружок. В результате за несколько занятий научилась гипнозу, всем этим мантрам: руки теплеют, ноги теплеют, веки тяжелеют. И 15 моих одноклассников благополучно засыпали, то есть впадали в транс на моих гипнотических сеансах. Ничего сверхестественного.
Но вернемся к детям.
«Тело получает то, во что верит мозг» — говорит профессор. -При этом мы внутри своего тела не одни. Есть сознательная часть нашего «я». Она по иссследованиям занимает примерно 10 процентов личности. И есть бессознательная — остальные 90 процентов.
Представляете, насколько бессознательное могущественнее сознательного?
И если научиться хоть немного им управлять…
С детьми это проще. У них, как считают врачи, сознательный ум начинает развиваться с 8 лет. Это не значит, что до этого они не осознают себя. Просто мир ребенка в раннем возрасте очень большой, а сам ребенок — маленький, ему нелегко там ориентироваться, можно потеряться. Поэтому и доверия к словам взрослых проводников больше. А значит — и больше шансов избавить от страха перед врачами.
Для этого не надо погружать детей в транс-сон. Есть такое понятие — разговорный гипноз. Мы сами часто ему поддаемся, не замечая. Заболтались с подругой, зачитались книгой — проехали свою остановку. Включили случайно программу с телемагазином — и вот уже покупаем совершенно ненужную нам ванночку для ног. Мы вполне себе бодрствовали, но наше сознание отключилось от действительности или было умелыми манипуляторами изменено.
Вот в такое состояние и надо привести детей.
Как это сделать? Сначала, как учат все гипнологи, установить «рапорт» — связь на уровне подсознания с другим человеком. Не в тот момент, когда этот маленький человек уже орет благим матом в кресле. А еще дома, до похода к врачу.
Для этого надо научиться подстраиваться к ребенку. Кстати, эти очень простые правила помогут вообще установить с детьми более доверительный контакт.
Что делаем?
Перво-наперво определяем, к какому типу восприятия относится ваш ребенок. Их три: визуалы, которые лучше всего получают информацию и впечатления через зрение. Они рассказывают так: «я увидел, мячик был красный» и т. д. Аудиалы. Они скорее слышат мир, о впечатлениях говорят «я услышал, мяч громко стучит». И кинестетики: этим больше всего информации дает прямой контакт с предметом и переживания: они говорят: я потрогал, я почувствовал, мяч гладкий".
Понятно, что все эти восприятия перемешаны, речь идет о том, какое перевешивает. Зная это, вам легче будет общаться с ребенком. Даже начинать разговор нужно с правильного слова: «Посмотри!» «Послушай!» или «Почувствуй!» Ну и дальше стараться подбирать слова, исходя из типа восприятия ребенка.
Потом — чистое НЛП, которому учат, например, даже на курсах пикапа — знакомства с девушками. Надо незаметно начать зеркалить жесты ребенка. Только, чтобы это не выглядело издевательством. Он крутит в руках игрушку — вы покрутите ручку. Он болтает ногой — и вы тихонько поболтайте. Затем подстройтесь к ритму дыхания ребенка, подышите с ним в унисон. В этой связке вначале он — ведущий, а вы — ведомый. А когда вы поймаете общую волну, начинайте превращаться в ведущего. Постарайтесь «гипнотическим» размеренным голосом, интонацией создать доверительное пространство, важные слова произносите на выдохе — так послание доходит быстрее.
Что говорить?
Для начала потренируйтесь, приучите ребенка входить с вами в «рапорт», не затрагивая темы лечения. Почитайте книжку размеренным заунывным голосом: таким, каким говорят по телевизору гипнотизеры. Это называется «Scriptnosis». Видите, что ребенок расслабился, перестал суетиться, зрачки его расширились, дыхание замедлилось — все, вы ввели его в состояние разговорного гипноза. Так же размеренно повнушайте ребенку, что он самый смелый, и завтра будет спокойным и веселым, все у него в жизни хорошо, вы его очень любите. Слова — это сила. Они могут творить чудеса , — утверждает Ануп Панда. Да не он один. Учтите, что когда вы хотите ребенка успокоить или заставить вести себя правильно, нельзя говорить: не бойся! Не кричи! Не вставай с кресла! Мозг опускает это ваше «не» и дает сигнал: надвигается страшное. Говорите: успокойся, посиди тихо.
Дальше — нужно закрепить контакт с ребенком на уровне подсознательных ощущений. Кинестетиков во время успокаивающего разговора поглаживать по руке. Визуалам — показывать картинку в книжке с любимым животным или персонажем сказки. Аудиалу завести любимую музыку. Можно при этом нежным голосом описать будущий поход к врачу как интересное приключение. Но главное для занятий дома — научиться входить в этот самый рапорт. Чтобы применить умение уже прямо в поликлинике.
Пришли вы туда, и вдруг ребенок, почувствовав неладное, забеспокоился, приготовился зареветь.
Тут важно действовать быстро: войти в контакт и переключить мозг ребенка на другое переживание. Многие мамы так и делают без всяких советов гипнотизеров. Отвлекают внимание, вскрикивая: ой, смотри, какая птичка! Или начинают читать сказку.
Но результат будет лучше, если вы с ребенком настроены на одну волну. И отвлекаете его по правилам.
Мозг не терпит незавершенного действия. И если задать ему задачу, будет усиленно пытаться ее разрешить. Поэтому гипнологи советуют: если вы сидите в очереди к стоматологу, не просто читайте ребенку сказки. А, установив доверительный контакт с помощью голоса, поглаживания по руке, подстройки дыхания, постарайтесь реально заморочить детям голову. Начинайте рассказывать одну сказку, тут же переходите на другую, потом перескакивайте без всякой связи на третью. И все это размеренным голосом, будто убаюкивая.
Например: «Идет по лесу Красная шапочка. А колобок говорит: Я тебя съем!
Мальчик с пальчик выходит, видит — воробей склевал все крошки."
Мозг ребенка невольно переключится на мучительный поиск связи между этими событиями. И ужас стоматологического кресла померкнет.
А перед самым заходом в страшный кабинет или уже у сидящего в кресле ребенка следует неожиданно спросить странное:
— Скажи, какая шестая буква алфавита?
— Какое животное спит с открытыми глазами? (это, если что, дельфин).
— Бывает ли фиолетовый жираф?
Ну или что-то еще из необычного. Главное — переключить внимание, перебить страх удивлением.
Если честно, не знаю, сработает ли такая тактика со всеми. По крайней мере в Индии разговорный гипноз детей перед походом к врачу успешно практикуют. Говорят, отлично помогает. А доктор и специалист по магнетизму Ануп Панда уверен, что гипнотерапия в клинической практике сейчас переживает прекрасное время новых открытий и потрясающих возможностей. Что ж, если ребенок кусает врачей за пальцы — можно и попробовать…